Вальдорфская школа святого Георгия Победоносца

Принципы вальдорфской педагогики

Методы вальдорфского образования формируют у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению, концентрацию внимания и дисциплину. Это связано с преподаванием наряду с академическими науками  различных художественных и ремесленных дисциплин, симбиоз которых предоставляет пространство для исследований и творчества.

1) Вальдорфские школы придерживаются принципа развития ребенка в его собственном темпе, соответствующем возрасту и этапам взросления.

Основываясь на законах развития ребёнка, педагоги в раннем возрасте преимущественно обращаются к его воле, в средней школе  к чувствам, а в старшей  к мышлению.

В процессе обучения ребенку предлагают тот вид деятельности, который он может освоить на данный момент развития. В начальной школе на уроках рукоделия и подвижных игр интенсивно развивается мелкая и общая моторика, групповая и индивидуальная координация, что способствует развитию интеллектуальных и социальных навыков.

Задача каждого урока  задействовать интеллект, чувства и волевую сферу. Таким образом, вальдорфское школьное образование направлено на обучение и всестороннее развитие личности ребенка.

Современная педагогика признает важное значение эмоциональной памяти. Процессу запоминания материала способствует включение эмоций и чувств ребенка. В ходе обучения в начальных и средних классах большое внимание уделяется образному преподнесению материала, вызывающему различную гамму чувств, благодаря чему предмет усваивается глубже и быстрее.

В процессе обучения большую роль также играет развитие воображения, включающее использование на уроках природных материалов. Ключевым принципом вальдорфской педагогики является окружение детей естественной красотой натуральных материалов и побуждение бережного отношения к окружающему миру.

Опасность перегружать ребенка абстрактной умственной деятельностью в младшей и средней школах часто выражается в психических и физических срывах у детей. Решение этой проблемы — введение больше предметов, на которых дети могут заниматься активной деятельностью. В учебный процесс включен также особый вид искусства движения, связанного с речью  эвритмия (от греческого — слаженность, размеренность).

2) Воображение является важным инструментом в развитии личности, и этот принцип пронизывает все вальдорфское обучение и воспитание.

Методика вальдорфской педагогики включает в себя упражнения, связанные с развитием речи, в частности, на уроках драмы , в которых участвуют все дети.

Учащиеся составляют свои собственные “учебники”, заполненные тщательными описаниями опытов, проведенных на уроках, отчетами о поездках, мероприятиях, рисунками, впечатлениями от занятий.

Принципы вальдорфской педагогики

Задача педагога  — пробудить воображение ребенка,  развить способность сопереживать, откликаться на чужую боль.

В течение учебного дня идет постепенный переход от интеллектуальной деятельности к физической. Существует четкий ритм дня. Утренняя разминка —  ритмическая часть — включает активные движения, чтение наизусть стихов. На первом уроке, как правило, изучается один из главных общеобразовательных предметов, таких как,  математика, история, география, физика, химия , биология, родной язык.

Академическими дисциплинами дети  занимаются в первой половине учебного дня,  во второй половине проходят занятиями искусством, ремеслом или движением.  Изучение истории и литературы часто выходит за рамки уроков и переосмысляется в сценическом исполнении.

Главная особенность преподавания по  вальдорфской методике — это преподавание учебного материала  циклами или, как их еще называют, эпохами. Эпоха может продолжаться  несколько недель, благодаря чему ученик оказывается полностью погруженным в учебный материал.

3) Жизненные навыки и практический опыт, такие как резьба по дереву, лепка, шитье, домоводство или садоводство, считаются необходимыми для будущей жизни так же, как и академические предметы.

Опыт выполнения проекта, требует ли он большой ловкости (овладение музыкальным инструментом) или является относительно более простым (шитье или вязание), дает ученику чувство уверенности в своих силах  и помогает развить волевые качества, благодаря которым впоследствии он будет способен овладеть другими, более сложными навыками в жизни.

Работа над  проектами дает учащимся  понимание того , что результат всегда зависит от  количества затраченных умственных, физических и эмоциональных усилий. Даже если ученик не проявляет особого таланта в какой-либо области, его  труд достоин поощрения и обязательно принесет плоды , которые пригодятся для будущей жизни.

Уверенность и чувство собственного достоинства учащегося формируется путем акцентирования практического жизненного опыта над теорией.

4) Одна из главных целей вальдорфского образования – поощрять в детях любовь к обучению на протяжении всей жизни, основанному на живом интересе.

Искусство речи является задачей начала каждого урока. Художественные проекты связаны с исполнением музыкальных произведений, художественных композиций, театральных постановок нацелены на формирование понимания связи формы и содержания. . Даже подход к таким предметам, как математика, уникален — учащиеся изучают геометрическую прогрессию, выполняя графические художественные проекты, таблицу умножения дети учат на уроках , запоминая её благодаря ритмическим движениям рук и ног.

5) Вальдорфская система образования направлена на то, чтобы привить детям чувство этики и эстетики и воспитать самостоятельно думающих, глубоко чувствующих и духовно нравственных людей.

На уроках учителя стремятся создавать творческую атмосферу,  чтобы вовлечь детей в общую дискуссию для обсуждения проблем, актуальных для каждого из них..

В вальдорфской школе искусство  является неотъемлемой частью учебной программы. Все ученики учатся рисовать, работать с глиной, деревом и другими природным материалами. Они также учатся петь, играть на различных  музыкальных инструментах. Физические занятия, занятия ремеслами и искусством гармонизируют личность ребенка, находясь в расписании рядом с предметами, направленными на интеллектуальное развитие. Вальдорфские школы также  предлагают учащимся проявить себя в общественной деятельности.

6) Доверительные отношения между учеником и учителем считаются особенно важными на протяжении детского и раннего подросткового возраста. Оставаясь постоянным классным руководителем в течение восьми лет, учитель при этом должен строить свою работу так, чтобы ученики становились постепенно более самостоятельными.

В начальной и средней школах классное руководство осуществляется одним учителем. Это  создает прочную связь между учителем и учениками, а также чувство понимания и ответственности. Вокруг ребенка создается здоровая социальная атмосфера, основанная на доверии,  поддержке и отсутствии давления со стороны окружающих..

В старших классах  уроки ведут учителя — специалисты по разным предметам, а также   проходят занятия по подготовке к сдаче государственных экзаменов.

7) Индивидуальный подход и совместная деятельность - две важных составляющих гармоничного развития.

Данная методика позволяет в полной мере раскрыть потенциал и способности ребенка. В вальдорфских учебных заведениях отсутствует оценочная и соревновательная системы. Индивидуальный подход позволяет ребенку повысить самооценку и избежать лишних стрессов
Методы педагогического воспитания в вальдорфской школе
Сплоченный класс также способствует душевному комфорту и равновесию ребенка. Постоянное совместное участие в спектаклях, мероприятиях, обсуждениях творческих учебных задач учат детей взаимодействию и уважению друг к другу. Дети в вальдорфских школах обычно дружны и легко адаптируются в коллективе.