Вальдорфская школа святого Георгия Победоносца

Принципы вальдорфской педагогики

Методы вальдорфского образования формируют у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению, концентрацию внимания и дисциплину. Это связано с преподаванием в течение всех лет обучения в школе наряду с академическими знаниями   различных художественных,  музыкальных и ремесленных навыков. Охватывая все сферы интересов  подростка,  совокупность этих занятий  создаёт возможность для развития  гармоничной  личности.

1) Вальдорфские школы придерживаются принципа развития ребенка в его собственном темпе, соответствующем темпераменту и возможностям.

Основываясь на законах развития ребёнка, педагоги в начальной школе  преимущественно обращаются к его  воле, в средней школе  к чувствам, а в старшей  к мышлению.

В процессе обучения ребенку предлагают  задания., по сложности соответствующие  его возможностям  на данный момент развития. В начальной школе на уроках рукоделия и подвижных игр  развивается мелкая и общая моторика, групповая и индивидуальная координация, что способствует развитию интеллектуальных и социальных навыков.

Задача каждого урока  задействовать интеллект, чувства и волевую сферу . Таким образом, вальдорфское  образование направлено на формирование  гармонично развитой  личности ребенка.

Современная педагогика признает важное значение эмоциональной памяти. В соответствие с этим в  ходе обучения в начальных и средних классах большое внимание уделяется образному преподнесению материала,  вызывающему различную гамму чувств, благодаря чему предмет усваивается глубже и быстрее. 

Опасность перегружать преподавание  абстрактными понятиями  в младшей и средней школах часто выражается в психических и физических срывах у детей. Решение этой проблемы — введение большого количества предметов, на которых дети могут заниматься активной деятельностью. В учебный процесс включен также особый вид искусства движения, связанного с речью, эвритмия (по- гречески: «уравновешенность, гармоничность»).
Ключевым принципом вальдорфской педагогики является также окружение детей естественной красотой природных материалов, развивающее  любовь  и бережное отношение к  природе..

2) Обучение в вальдорфской школе стремится также развивать в ребёнке способность к воображению, необходимому в любой творческой деятельности.

Задача педагога — пробудить воображение ребёнка, развить способность переживать, откликаться на чужую боль.
Учащиеся  сами  составляют  «рабочие тетради» или  “учебники” по разным предметам,  где они записывают услышанное на уроке, описывают и зарисовывают  проведенные  на уроках  опыты,, делают домашние задания, художественно оформляют свои записи. 

Принципы вальдорфской педагогики

В течение учебного дня идет постепенный переход от интеллектуальной деятельности к физической. Существует четкий ритм дня. Утренняя разминка —  ритмическая часть — включает активные движения, чтение наизусть стихов, обучающее искусству речи. На первом уроке, как правило, изучается один из  общеобразовательных предметов, таких как  математика, история, география, физика, химия , биология, родной язык.

Академическими дисциплинами дети  занимаются в первой половине учебного дня,  во второй половине проходят занятия искусством, ремеслом или спортом.  Изучение истории и литературы часто выходит за рамки уроков и переосмысляется в сценическом исполнении.
Театральные занятия включают также упражнения, связанные с развитием речи,

Главная особенность преподавания по  вальдорфской методике — это преподавание учебного материала  циклами или, как их еще называют, «эпохами». «Эпоха» может продолжаться  несколько недель, благодаря чему ученик может  глубже   погрузиться  в учебный материал.

3) Жизненные навыки и практический опыт, такие как шитьё, домоводство, садоводство, а также резьба по дереву и лепка считаются так же необходимыми для будущей жизни, как и академические предметы.

Опыт выполнения проекта, будь то овладение музыкальным инструментом, или шитье, или вязание,  дает ученику чувство уверенности в своих силах  и помогает развить волевые качества, благодаря которым впоследствии он будет способен овладеть другими, необходимыми навыками в жизни.

Работа над  проектами дает учащимся  понимание того , что результат всегда зависит от  количества затраченных умственных, физических и эмоциональных усилий. Даже если ученик не проявляет особого таланта в какой-либо области, его  труд достоин поощрения и обязательно принесет плоды, которые непременно  пригодятся  в  будущем.

Уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства учащегося формируются  благодаря  занятости учеников в творческих и ремесленных   практических   проектах.

4) Одна из главных целей вальдорфского образования – поощрять в детях любовь к обучению, основанному на живом интересе.

Художественные проекты связаны с исполнением музыкальных произведений, работой над живописными  композициями, театральными  постановками,. резьбой по дереву. Проекты  нацелены на формирование понимания связи формы и содержания, развитие эстетического вкуса, . 

5) Вальдорфская система образования направлена на то, чтобы привить детям чувство этики и эстетики и воспитать самостоятельно думающих, глубоко чувствующих и духовно нравственных людей.

На уроках учителя стремятся создавать творческую атмосферу,  чтобы вовлечь детей в общую дискуссию для обсуждения проблем, актуальных для каждого из них..

В вальдорфской школе искусство  является неотъемлемой частью учебной программы. Все  дети  учатся рисовать, работать с глиной, деревом и другими природными  материалами. Они также учатся петь, играть на различных  музыкальных инструментах. Физические занятия, занятия ремеслом и искусством гармонизируют личность ребенка. Вальдорфские школы также  предлагают учащимся проявить себя в общественной деятельности.

6) Доверительные отношения между учеником и учителем считаются особенно важными на протяжении детского и раннего подросткового возраста. Оставаясь постоянным классным руководителем в течение восьми лет, учитель при этом должен строить свою работу так, чтобы ученики становились постепенно более самостоятельными.

В начальной и средней школах классное руководство осуществляется одним учителем. Это  создает прочную связь между учителем и учениками, а также чувство взаимопонимания и ответственности. Вокруг ребенка создается здоровая социальная атмосфера, основанная на доверии,  поддержке и отсутствии давления со стороны окружающих..

В старших классах  уроки ведут учителя — специалисты по разным предметам, а также   проходят занятия по подготовке к сдаче государственных экзаменов.

7) Индивидуальный подход и совместная деятельность - две важных составляющих гармоничного развития.

Данная методика позволяет в полной мере раскрыть потенциал и способности ребенка. В вальдорфских учебных заведениях отсутствует оценочная и соревновательная системы. Индивидуальный подход позволяет ребенку повысить самооценку и избежать стрессы.

Методы педагогического воспитания в вальдорфской школе
Сплоченный класс также способствует душевному комфорту и равновесию ребенка. Постоянное совместное участие в спектаклях, мероприятиях, обсуждениях творческих учебных задач учат детей взаимодействию и уважению друг к другу. Дети в вальдорфских школах обычно дружны и легко адаптируются в коллективе.